Дмитрий Воронков (zabinok) wrote,
Дмитрий Воронков
zabinok

Category:

Про электрички

В Чите вчера был митинг за сохранение пригородных поездов в Забайкальском крае. На митинге руководством ЗППК (Забайкальской пригородной пассажирской компании) было объявлено, что 19 пар электричек из 21 будут сохранены.
Я сам в студенческую пору несколько лет проездил на электричке. Потом несколько лет работал на предприятиях железнодорожного транспорта. Хочу высказаться по этой проблеме, тем более, что местные СМИ, с моей точки зрения, не совсем верно подают ситуацию.

Итак, что случилось с пригородными перевозками в Забайкалье? Задолженность края за пригородные перевозки к концу 2014 года выросла до 2 млрд. руб. (при 45 млрд. общем годовом бюджете края). Бюджет на 2015 год у края сложный, на социальные выплаты не хватает, что привело к тому, что край не стал закладывать в бюджет года деньги на компенсацию выпадающих доходов ЗППК, а также деньги на компенсацию проезда региональным льготникам — пенсионерам, студентам, школьникам.

Непрозрачное тарифообразование

Напомню, в чем заключается хитроумная система организации пригородных пассажирских перевозок в стране.Пригородные перевозки заказывает у РЖД субъект федерации. А железнодорожники выставляют тариф, по которому готовы возить граждан. Если региональные власти, сочтут предложенный тариф слишком высоким, то могут снизить его, но тогда им придется из своего бюджета выплачивать железнодорожникам разницу.
Такая система, внедренная правительством РФ почти пять лет назад, привела лишь к тому, что тарифы на проезд регулярно повышаются, а многие регионы оказались в должниках у РЖД.
Совокупный долг по пригородным перевозкам превысил отметку в 30 млрд рублей, что, собственно больше объема субсидий выделяемых из федерального бюджета (25 млрд рублей) на компенсацию расходов по использованию железнодорожной инфраструктуры в пригородном сообщении. За которую до конца прошлого года РЖД получала от своих дочек лишь 1% от суммы этих расходов (остальное компенсировал федеральный бюджет). А с этого года «дочки» должны будут платить материнской компании 25% расходов на инфраструктуру и эта сумма включена в тариф. Соответствующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев 6 января.
Большая же часть расходов (80%), согласно отчетности пригородных пассажирских компаний – это аренда подвижного состава (электричек) у РЖД.
Региональные власти, со своими дефицитными бюджетами, заявляют о несогласии с расчетами РЖД. Ведь тарифы пригородных компаний непрозрачны и власти не готовы покрывать сомнительные расходы перевозчика.

Вы понимаете? По сути дела РЖД вывела доходную часть себе, а расходную оставила у пригородных компаний и регионов, столкнув их лбами.
РЖД берет за предоставление и ремонт подвижного состава по коммерческим ценам, а в плату за инфраструктуру, поскольку она единая для всех регионов, вписываются безумные расходы под идею совершенно ненужного скоростного движения.
Похоже в РЖД забыли, что это госкомпания, и необходимо брать часть социальных издержек на себя.

Власти многих регионов уже неоднократно задавались вопросом, а почему, собственно, электрички остаются в распоряжении специальных структур РЖД, а не переданы на баланс пригородным компаниям? Ведь в этом случае была бы очевидна балансовая стоимость подвижного состава, сумма амортизационных отчислений. Более того можно было бы договариваться с региональными властями о льготах по налогу на имущество.
На подобные заявления Максим Шнейдер, замначальника департамента управления «Пассажирские перевозки» РЖД, ранее публично заявлял, что перевод электричек на баланс пригородных компаний только усугубит их финансовое положение.
Достаточно странное утверждение, по мнению многих экспертов, ведь от перемены мест слагаемых сумма не должна меняться, зато вся схема тарифообразования станет прозрачней плюс дополнительные налоги в бюджет регионов.

К чему идем

Власти регионов, все чаще заявляют, что будут тратить деньги на строительство, реконструкцию автомобильных дорог, а не субсидировать неэффективных, убыточных «дочек» РЖД. Вот и власти Забайкальского края заявили о том же.
А это путь к гибели пригородных компаний, так что пригородные железнодорожные перевозки неминуемо ждет новая крутая реформа и, возможно, начнется она уже в этом году. Поскольку угроза отмены электричек, нависшая над рядом регионов в начале этого года, обернется социальными потрясениями. В бедах пригородного сообщения хотят сделать козлами отпущения губернаторов, что в корне неправильно.
Будем откровенны, правительство РФ пять лет назад приняло ошибочное решение. Нужно срочно исправлять, пока пригородные пассажирские перевозки не загублены окончательно. Времени катастрофически не хватает.

Tags: Забайкальский край
Subscribe

  • Совы побеждают жаворонков

    Иначе я не могу объяснить ту фантасмагорию, которая происходит с переводом стрелок часов в Забайкальском крае. Осенью прошлого года в крае перевели…

  • Как украсть 20 миллионов

    Двое воришек (работник банка и его подельник) в марте 2015г. сумели обмануть банк в Чите на 20 миллионов рублей. Этому помогла цепочка удачных…

  • Два миллиона за жизнь ребенка

    В марте я писал о чудовищной трагедии - в Чите собаки растерзали заживо девятилетнего мальчика. В халатности, которая привела к его гибели, обвиняют…

promo zabinok february 25, 2012 15:41 55
Buy for 20 tokens
Сколько в нашей стране брошенных гарнизонов,никто никогда и не считал,и уж тем более ни кто не задумывался о судьбах людей ,которые остались жить в этих местах. Мне кажется,что эта проблема остается не тронутой в большинстве случаев, власти забывают о этих местах и людях,которые там существуют.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments